Материалы
Золото, Рубин, Замша, Алмазы огранки «роза», Серебро, Стекло, Бриллианты, Кость
Мастер
Михаил Перхин
Техника
Эмаль по гильошированному фону, Живописная эмаль, Акварель
Дата
1898
Семь пасхальных яиц работы прославленного царского ювелира получила купчиха Варвара Петровна Базанова, в замужестве Кельх — владелица золотопромышленных компаний, заводов, пароходных товариществ. В 1898–1904 годах по заказу ее супруга Александра Кельха мастера фирмы Фаберже исполняли роскошные пасхальные яйца, великолепием не уступавшие императорским, а размерами и пышностью иногда и превосходившие их. Первое и последнее из этих произведений находятся в коллекции Музея Фаберже, что лишний раз подчеркивает значимость собрания.
Женщины в России уже давно совершенно свободно распоряжались своим имуществом, и ничто не мешало им использовать нажитые средства на то, что было близко их сердцу. Со времени своего переезда в Санкт-Петербург в 1898 году Варвара Петровна стала получать роскошные большие пасхальные яйца с сюрпризами. Создавая пасхальные подарки для Кельх, Карл Густавович иногда повторял темы, сюжеты и композиции императорских произведений, а иногда и копировал изделия, созданные раньше для царской фамилии.
Первое яйцо Варвары Кельх, как и первое яйцо императрицы Марии Федоровны, содержит внутри сюрприз — курочку. Правда, яйцо, предназначенное для золотопромышленницы, гораздо крупнее белого, похожего на натуральное, императорского яйца и, в отличие от него, декорировано великолепной эмалью- гильоше рубинового цвета, а также пояском сверкающих алмазов. Под двумя наиболее крупными алмазами помещены живописный портрет и дата создания произведения. Что же касается внутренностей яйца, то они решены натуралистично: белок и желток изображены гладкой белой и матовой желтой эмалями. Находящаяся внутри курочка исполнена из чеканного золота и, в отличие от императорской, дополнительно декорирована тончайшими живописными коричневато-охристыми эмалями. В нее вложен последний, самый драгоценный сюрприз — крошечный мольберт, окаймленный алмазами, со складными золотыми ножками и бриллиантовым сердцем с рубиновым пламенем.
С пасхальными яйцами она рассталась в начале 1920-х годов. Тогда шесть из них оказались в руках парижского ювелира Моргана. Затем они попали к владельцу знаменитой антикварной галереи A la Vieille Russie, который в 1928 году продал их американскому коллекционеру. В результате собрание оказалось разрозненным, а в декоре яйца «Курочка» появились портреты царя и наследника престола вместо изображения супругов Кельх или их монограмм, которые, возможно, были там изначально. Под пластиной из горного хрусталя сейчас помещен портрет цесаревича Алексея, вставленный позже.
(c) Музей Фаберже
Продолжая просмотр или нажимая «Продолжить», вы соглашаетесь на сохранение файлов cookies на вашем устройстве для улучшения навигации по сайту, анализа использования сайта и помощи в наших маркетинговых усилиях. Узнайте больше нажав сюда.