Музей Фаберже

    Посетить сайт

    Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». C аннотациями

    Материалы

    Золото, Алмазы огранки «роза», Горный хрусталь, Кость


    Мастер

    Генрик Вигстрём


    Миниатюрист

    Василий Зуев


    Техника

    Чеканка, эмаль по гильошированному фону, акварель


    Дата

    1911


    Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования», подаренное Николаем II Александре Федоровне в 1911 году, посвящено юбилейной дате в жизни империи и царской семьи. На скорлупе в овальном медальоне под выпуклой пластиной из горного хрусталя начертана дата вступления на престол Николая и Александры – «1894». Через два года после этого они были коронованы в Успенском соборе, и, таким образом, в 1911 году исполнилось пятнадцать лет с момента коронации, но не воцарения последнего русского монарха. Тем не менее в журнале «Столица и усадьба» за 1916 год отмечено, что это яйцо посвящено «15-летию царствования государя императора Николая II». Этот же источник свидетельствует, что «на обоих концах яйца под плоскими, специально гранеными бриллиантами» помещены вензель императрицы – Aθ – с короной, что можно видеть и невооруженным глазом, и год – «1909».


    Яйцо «Пятнадцатилетие царствования» – единственный пасхальный подарок из изготовленных по императорскому заказу фирмой К. Фаберже, который украшен одновременно и портретами, и повествовательными историческими композициями. Сюрприза как такового в нем нет, поэтому отделка самого яйца отличается особенным великолепием: его золотая скорлупа покрыта белой транспарантной переливчатой эмалью по гильошировке и разделена на восемнадцать сегментов рельефными зелеными эмалевыми гирляндами с алмазными перетяжками. В них, как в драгоценные рамы, помещены «художественно и тончайше исполненные» миниатюры, написанные Василием Ивановичем Зуевым (с 1904 года – основным автором живописных миниатюр по слоновой кости в фирме К. Фаберже) акварелью по кости и покрытые пластинами из горного хрусталя. Это семь портретов членов царской семьи – Николая II, Александры Федоровны, их пятерых детей, а также композиции, изображающие «главные события из царствования государя императора». Рамки портретов выполнены из мелких алмазов – «монарших камней», которые почти всегда обрамляют изображения Высочайших особ на всех произведениях фирмы Фаберже. В верхнем ярусе помещены портреты трех старших дочерей – Ольги, Татьяны и Марии (они расположены по возрасту). Самая маленькая – Анастасия – изображена в нижнем регистре, там же, в овальных медальонах, проставлены даты – «1894» и «1911». В центральном живописном поясе находятся портреты царя, царицы и цесаревича Алексея – единственного сына императорской четы.


    Остальные ячейки представляют важнейшие события царствования вплоть до 1911 года: Торжественное шествие в Успенский собор (1896), Момент священного коронования (1896), Мост Императора Александра III (российская императорская чета заложила первый камень в 1896 году в Париже), Дом в Гааге, где происходила Первая Мирная конференция (1899), Торжественный прием членов Первой Государственной Думы в Зимнем Дворце (27 апреля 1906 года) (копия с фотографии, сделанной в тот день), Музей Императора Александра III (открыт в1898 году), Открытие памятника Петру Великому в Риге (работы Шмидта-Касселя) (1910), Открытие памятника в Полтаве к двухсотлетию Полтавской битвы (1909), Перенесение мощей преподобного Серафима Саровского (1903).

    Продолжая просмотр или нажимая «Продолжить», вы соглашаетесь на сохранение файлов cookies на вашем устройстве для улучшения навигации по сайту, анализа использования сайта и помощи в наших маркетинговых усилиях. Узнайте больше нажав  сюда.